Психосоматика детских заболеваний

Психосоматика детских заболеваний

 

 

 

Психосоматика детских заболеваний: детские заботы — взрослые болезни

 

 

О взаимосвязи телесного и душевного нам известно давно – это неоспоримый факт даже несмотря на большое количество рассуждений о «первичности» того или другого и различных точек зрения. А посему с уверенностью можно сделать вывод о том, что любой носитель психики в той или иной степени подвержен психосоматическим расстройствам и заболеваниям. У одних они имеют выраженный характер, у других – становятся кратковременным состоянием, проходящим самостоятельно и не требующим коррекции. Однако отдельной категорией пациентов, приобретающих различные нарушения, являются дети.

 

 

Чем отличаются детские заболевания?

 

 

Психика – достаточно «нежный» конструкт, а детская – вдвойне. Она еще не сформирована в полной мере, что наделяет ребенка рядом особенностей:

 

  • неспособность к рефлексии: неумение оценить собственное состояние и определить взаимосвязь внутренних ощущений и объекта, их вызывающего;
  • неумение справиться с собственным негативным эмоциональным фоном;
  • отсутствие «взрослых» способов преодоления раздражения, неудовлетворенности, дискомфорта;
  • неумение контролировать выражение отрицательных эмоций и чувств;
  • невозможность объяснить взрослому словами свои чувства и др.

 

В связи с этим ребенку намного сложнее взять в свои руки собственное психическое состояние, нежели взрослому, а умений и опыта преодоления сложностей недостаточно. Это приводит к тому, что детская психика начинает реагировать не через привычные процессы, а через телесность – посредством заболеваний и состояний она сигнализирует о том, что душевное состояние нестабильно.

 

К этому может привести несколько факторов.

 

 

Основные причины психосоматических болезней у детей

 

 

Причины формирования заболеваний кроются, главным образом, в следующих обстоятельствах и состояниях ребенка:

 

1. Обида, вина. Зачастую напряженные, травмирующие отношения со взрослыми и сверстниками, провоцирующие состояние обиды и вины, выливаются в хронические респираторные заболевания.

2. Гиперопека. В том случае, когда ребенок испытывает дискомфорт от чрезмерного внимания взрослых, он может среагировать несколькими способами:

 

  • аллергические реакции, кожные заболевания – возникают в случае навязчивой заботы и чрезмерного участия в жизни маленького человека, заболевания кожных покровов – это попытка дистанцироваться со взрослыми и установить собственные границы;
  • заболевания горла, верхних дыхательных путей – формируются при наличии авторитарного стиля воспитания, когда ребенок не имеет права голоса, а за него решают взрослые;
  • недержание и проблемы с выделительной системой – возникают при попытках ребенка контролировать себя самостоятельно, следовать строгим инструкциям взрослых.

 

3. Нехватка внимания, необходимость «примирения сторон» (в виде мамы и папы или двух и более других членов семьи). В этом случае малыш может реагировать на напряженную ситуацию любым недугом – в попытках привлечь внимание взрослых он заболевает для получения недостающей заботы, опеки, ухода. Этот же механизм действует аналогичным образом при желании обратить внимание родителей друг на друга – возле болеющего крохи они объединяют свои усилия для преодоления сложностей, временно мирятся, начинают общаться – больной ребенок выступает точкой соприкосновения.

 

4. Нежелание поступать так, как нужно. Ходить в детский сад или школу, отправляться на выходные к бабушке или на каникулы в детский лагерь, посещать дополнительные уроки иностранного языка и т.д. В том случае, если ребенок имеет неприязненное отношение к посещению учреждений, коллективу, родственникам, не хочет заниматься определенными предметами, болезнь формируется как защитный механизм, позволяющий ему оставаться дома. Таким образом он ограждает себя и от конфликтов, которые, возможно, имеют место в учебном коллективе.

 

5. Свидетельство ссор в семье или коллективе. Достаточно часто дети заболевают в том случае, если становятся невольными свидетелями сильных конфликтов и ругани (как правило, страдают органы чувств – слух, зрение и т.д.).

 

Существует множество других причин детских заболеваний, поскольку каждый ребенок индивидуален и сложно проанализировать его состояние без соответствующей совместной работы с психологом. Однако существуют общие меры профилактики таких нарушений, применимые для каждого ребенка вне зависимости от возраста, состава семьи и других обстоятельств.

 

 

Как предупредить психосоматическое расстройство?

 

 

Основная рекомендация – создать для ребенка благоприятные условия. Однако как реализовать ее на практике и в чем заключаются эти самые условия?

 

1. Адекватные проявления чувств. Не стоит окружать ребенка только позитивными эмоциями. Ребенок может понимать, что в семье существуют положительные и отрицательные чувства, и нормально это примет в том случае, если члены семьи умеют адекватно выражать и те, и другие. Малыш должен понимать, чем расстроена мама или почему сердится папа, поскольку «считать» эмоцию он сможет в любом случае, но без должного объяснения успеет придумать собственное, неверное объяснение, почувствовать себя виноватым в этом состоянии.

 

2. Невовлечение ребенка в конфликты других членов семьи. Очень важно исключить ребенка из любых конфликтных ситуаций, которые его не касаются. Если мама и папа ссорятся, запрещается манипулировать чувствами ребенка, шантажировать его и вынуждать принять чью-то сторону – у ребенка может сформироваться внутренний конфликт лояльности, и в случае принятия чьей-то стороны он будет вынужден «предать» второго члена семьи, ощущая вину. Оптимальным советом будет мягкое информирование ребенка о конфликте и его причинах.

 

3. Принятие ребенка, его особенностей, черт периодов развития. Нужно жить по принципу «здесь и сейчас», понимать возможности ребенка, осознавать возможные проблемные стороны и сильные черты, а также учитывать возрастные кризисы развития.

 

4. Выбор адекватного стиля поведения. Золотая середина хороша во всем, даже в вопросах воспитания. Слишком строгий или, напротив, попустительский стиль может привести к неприятным последствиям. Необходимо занять твердую позицию и мягко «вести» ребенка в нужном направлении.

 

5. Выяснение обстоятельств в учебном учреждении. Важно определить, насколько ребенок готов посещать дошкольное учреждение, какие отношения у него складываются со сверстниками и педагогами, удовлетворительно ли он оценивает учебу в школе и т.д. При наличии проблем, конфликтов в коллективе или с учительским составом, важно вовремя принять меры – возможно, посетить школу для беседы с педагогами, или провести работу с ребенком самостоятельно, посетив психолога.

 

Последняя в списке, но не последняя по важности рекомендация — быть счастливым самому. Это – один из наиболее сложных советов, однако все мы знаем о том, что дети подражают нам с самого раннего возраста, а по мере взросления копируют не только стиль поведения и привычки, но и образ мыслей, состояния, в которых мы пребываем. Поэтому необходимо ежедневно работать над собой, заниматься любимой деятельностью, заботиться о себе и своевременно решать возникающие трудности – тогда ребенок непременно «скопирует» счастливую жизнь.

 

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>